Южная Америка: Бразилия: Амазонас, Тройная граница, Рио-де-Жанейро; Аргентина; Парагвай

Впечатления

Возможности

Вылазки

"Несколько слов"

То, что после Африки и Полинезии Амазония была навязчивой идеей, догадаться несложно. Сложно было обосновать спонтанное оставление двух детей (и кота с рыбами) дедушкам-бабушкам. Но странное число наступающих лет помогло преодолеть стеснение. Дальше проще: включается бессовестная и беспринципная тяга к непознанному. Ещё в таких случаях важно не прогадить выпавший шанс. В случае с дикой природой сельвы это значит, в первую очередь, найти качественного проводника, то есть такого, опыт которого обеспечивал бы возможность залезть во все дебри и познакомиться со всеми принципиально важными местными обитателями. Требовались пираньи, розовые речные дельфины, анаконда, кайман, ленивец, арапайма и индейцы.

Впечатления
Возможности

С помощью поиска и анализа отзывов в сети решение было найдено: Карлос "Ягуар". Весёлый, любящий своё дело, знающий Риу-Негру со всеми притоками и окружающими джунглями, как собственный палисадник, даже женатый на представительнице местного племени, Карлос решил задачу безупречно! Более того, заказав у него индивидуальный тур и прилетев (не без приключений) в Манаус, мы обнаружили супер бонус: вместо планировавшегося маленького катера нас ждало двухпалубное аутентичное амазонское судно (см. первое фото справа). Карлос лишь скромно попросил, не будем ли мы против, если с нами кроме помощника поедут его жена и сын. Вся верхняя палуба была нашей! Внизу завтраки, обеды, ужины, туалет и душ!

Вылазки

Вылазка 1. на старт

Вылезти нужно было примерно на 13000 км (почему не говорят 13 мегаметров?). Это ещё с учётом того, что отправляться надлежало из высокоразвитого, но очень криво связанного с остальным миром, Екатеринбурга. Даже в Мадрид можно попасть только с пересадкой, а там по сути только начало пути. Дальше, перелетев океан и разогнав крылом туман, мы оказались в Бразилии, но ещё совсем не в штате Амазонас! Бразилия - пятая по территории страна в мире, и от Сан-Паулу до Манауса, как от Москвы до Кемерово, 3600 км или, например, четыре дня на машине. У нас были рассчитаны все стыковки и оформлены все авиабилеты. За две недели до вылета куплены прямой перелёт Sao Paulo Guarulhos (GRU) - Manaus (MAO) 15 января, дальше 18.01 до Foz do Iguaçu (сначала GOL Linhas Aéreas Inteligentes), и сразу на 21 января из Фос-ду-Игуасу в Рио-де-Жанейро через Сан-Паулу Виракопус (Azul Linhas Aéreas Brasileiras). Но, чтобы вдруг нам не стало скучно в дороге, что-то пошло не так. На стойке регистрации на рейс в аэропорту Гуарульюс нам выдали посадочные талоны, и мы пошли ждать посадку. Со стороны персонала, видимо, сказался "тропический" подход к делу, а мы к тому моменту были в пути 45 часов, поэтому думали больше о завершении авиаперелётов и посадке на лодку, чем о паспортах. Короче, при посадке в самолёт оказалось, что их нет. Искренне удивило, почему сотрудникам, видевшим перед собой наши паспорта и знавшим рейс, на который мы идём, не захотелось упростить ситуацию и передать нам их. С учётом длинной стыковки и короткой памяти допереть, где они, получилось только после вылета нашего рейса без нас. Как всегда, такой случай подарил бесценный опыт. Как то: "Кто добыл правильную карточку и звонил с телефона-автомата из Сан-Паоло в Манаус амазонскому проводнику сквозь помехи на линии?", "Кто покупал билеты в Манаус через Бразилиа, практически не говоря по-португальски там, где никто почти не говорит кроме как по-португальски?" и "Кто добился бесплатного питания и компенсации стоимости билетов в указанных выше условиях?". Пересадка в столице проходила уже исключительно на отключении физиологических слабостей и восторге от нахождения в дебренях.

Так или иначе, на 12 часов позже плана, спустя чуть более 2,5 суток после выезда из дома, мы уже были на Rio Negro!

Вознаграждением за труды стал для начала комфорт нашего размещения на судне, которое нас ожидало (см. выше), а настоящей наградой явились, конечно, впечатления последующих дней. С учётом времени заполночь, наши лоцманы отвели посудину в некую им одним ведомую заводь, где мы под звуки ночных джунглей наконец радостно отрубились в гамаках на верхней палубе..

Вылазка 2. Амазония (Риу-Негру и окрестности)

Утром воспоминания о перипетиях дороги были стёрты начисто, ибо то, что мы видели, полностью выносило мозг и наполняло сознание чистотой и бесконечностью всемогущей природы.

Не было и восьми, когда мы причалили у поселения местных индейцев. Конечно, расположение на берегу Риу-Негру в 40 километрах от двухмиллионного Манауса влияет на уклад жизни, но местные остаются верны своим традициям: от костюмов и танцев до способов добывания и приготовления еды. Важные для племени должности, такие как вождь или лекарь, могут занять, например, только юноши, не показавшие слабости при избиении их розгами.

Поход в джунгли в сопровождении одного из индейцев доказал, что природа по-прежнему даёт им всё необходимое. Идя по лесу, парень рассказывал почти про каждое дерево, какую пользу оно несёт. Одни растения употребляют в пищу, из других делают верёвки, из третьих стрелы, из четвёртых краски, строительные материалы для домов и лодок, жевательную резинку, духи и яды.. К слову, в джунглях почти невозможно умереть от жажды: разрубив лиану, мы пили чистую, профильтрованную природой, воду.

Перед обедом нам предложили искупаться в устье реки Арара при впадении в Риу-Негру. Недалеко от того места, где мы через 4 часа будем ловить пираний. Фантастическая, иссиня-чёрная, рыжая на отмели вода была нереально тёплой. Но больше всего, конечно, щекотало нервы понимание того, что прямо под и рядом с тобой в воде таятся удивительные существа, которых не видишь, но которые тебя, скорее всего, видят, просто ты их пока не интересуешь.

С учётом разницы во времени дату своего рождения я встретил в компании розовых речных дельфинов иния в водах Lago de Acajatuba. Интересно, что когда они общаются с людьми, они охраняют это место от других хищников.

Там же в водном вольере живут арапаймы (они же пираруку). Кормление их привязанными на палку кусками рыбы даёт понять мощь этих доисторических гигантов.

Вернувшись ненадолго в Чёрную реку, мы зашли в соседний приток - Rio Ariaú - для ловли пираний. Уженье пираний несложно. Сырое мясо насаживается на большой для такой рыбы крючок. Ни грузила ни поплавка не предусмотрено. Забросив приманку недалеко от травы, нужно побулькать концом удилища по поверхности воды. Пираньи любят съедать всё живое, что упало в воду, поэтому плеск их привлекает. Дальше вовремя подсечь. А при случае пожарить и съесть.

На обратном пути фруктовых запасов нас лишила весёлая и милая ватага беличьих обезьян.

В сумерках двинулись дальше в поисках очередной нашей цели. Дело в том, что скрытных в любое время суток кайманов проще всего найти в темноте по блеску их глаз в свете фонаря. Вспоминая зрелище бросающегося во тьме на добычу Карлоса, начинаю сейчас понимать возможные причины возникновения его прозвища.

Вылазка 3. Манаус

Перед возвращением в Манаус была ещё остановка в экологическом парке озера Янауари, а также попытка пролезть на моторке по мелководной речушке, соединяющей Риу-Негру с Амазонкой, точнее с Солимойнс (так она называется выше их слияния). Кстати о слиянии! Это ещё один всемирно известный феномен. Более быстрая и холодная, но мутная, похожая на латте Rio Solimões и чёрная в соответствии со своим названием Rio Negro, встречаясь, 6 километров текут бок о бок, не смешиваясь. До схода с корабля мы несколько раз прошли через эту знаменитую "свадьбу рек", которая по мнению местных и даёт начало реке Амазонка.

Город Манаус - тоже уникальное явление. Огромный мегаполис посреди бескрайних джунглей. Основанный в XVII веке, он назван в честь жившего здесь доблестного племени Manaós, отчаянно сопротивлявшегося конкисте. В конце XIX века благодаря каучуковой лихорадке город стал воплощением Эльдорадо и неофициально именовался тропическим Парижем. Пережив взлёты и падения, сейчас город вновь является торговым, финансовым и промышленным центром всего бассейна Амазонки. Порт Манауса доступен для морских судов, хотя и расположен в полутора тысячах километров от Атлантики. Интересно, что 2/3 населения города - кабокло (португало-индейские метисы), многие из которых кроме португальского говорят на лингва-жерал (Língua Geral) - обобщённом языке, созданном на основе местных диалектов индейских племён тупи-гуарани со значительными заимствованиями из европейских языков.

Перед вылетом к южным рубежам Бразилии мы остановились на сутки на окраине города в отеле рядом с пляжем Понта-Негра и с потрясающим видом на закат над могучей рекой. По стечению обстоятельств за месяц до нашего прибытия вышел выпуск популярной передачи "Орёл и решка", в котором они тоже побывали в Манаусе и спрятали там по традиции бутылку со ста долларами. Сумма эта, конечно, не могла спасти гиганта мысли, но казалось забавным найти ту площадь и то дупло.

Вылазка 4. Тройная граница в Игуасу: Бразилия, Аргентина, Парагвай. Водопады.

Рейтинг водопадов - тот случай, когда сбой даёт даже кладезь человеческих знаний Википедия. В английской статье Игуасу назван самым большим водопадом в мире, а в русской статье о водопадах - "самым мощным". Хотя на том же ресурсе в списке водопадов по объёму воды в кубометрах в секунду знаменитые Ниагара, Игуасу и Виктория лишь замыкают первую десятку. Несомненно только то, что Игуасу великолепны.
Комплекс из 275 водопадов расположен на границе Бразилии (штат Парана) и Аргентины (провинция Мисьонес). Мы прилетели в Фос-ду-Игуасу и в первый день прошли бразильскую часть.
По обеим сторонам от водопадов устроены национальные парки. Недалеко от входа в бразильский Iguaçu National Park есть отличный парк тропических птиц.
На следующее утро, после конной прогулки, поехали в Аргентину. Таксист не только запросил вполне разумную сумму, но и согласился забрать нас обратно в назначенное время и охотно помогал на границе. Кроме того, по пути назад помог в 1,5 раза увеличить количество южноамериканских стран, в которых мы были.
Конечно, за несколько часов пройти все маршруты невозможно, но основные смотровые площадки, включая платформу над "глоткой дьявола", и даже тур на лодке мы посетить успели.
Интересно, что 20 тыс. лет назад комплекс водопадов Игуасу располагался практически у впадения реки Игуасу в Парану. Каждый год расстояние между водопадом и рекой Парана увеличивалось примерно на 1-2 м и в результате получилось 28 км. Судя по схеме, которая есть в парке, свойство всех мощных водопадов постепенно двигаться вверх по течению из-за разрушения своего основания потоком воды.
Сложилось впечатление, что аргентинская сторона больше обустроена: есть кафе, магазинчики, вымощены дорожки, работает персонал и мониторы на станции паровозика. Кроме инфраструктуры здесь заметно больше иностранных туристов. На бразильском берегу большинство посетителей (даже с учётом гостей из Поднебесной!) - бразильцы.
Возвращаясь к полезному таксисту, хочется ещё раз выразить ему свою благодарность не только за удобные и своевременные переезды с "визовой поддержкой", но и за возможность по пути ненадолго.. заехать в Парагвай! Да, по дороге в отель мы согласились, что вряд ли в ближайшие годы специально поедем туда, поэтому решили за час времени и 500 рублей добавить в свою коллекцию ещё одно государство.
Дольше водитель там оставаться не рекомендовал, потому что страна на столько бедная, что по его словам с наступлением сумерек на улицах начинают отбирать у приезжих всё.

Вылазка 5. Рио-де-Жанейро

Я не люблю шаблонные решения, стандартные шутки и вообще чужие идеи. Но белые штаны всё-таки лежали на дне рюкзака.

Забегая вперёд, скажу, что сравнимое с самим Рио впечатление произвело отношение хозяина отельчика, в котором мы остановились. Луис искренне переживал, что у нас только три неполных дня для знакомства с этим восхитительным городом. Едва позволив нам зайти в номер оставить вещи, он усадил нас в свою машину и повёз показывать Рио-де-Жанейро.

Неожиданная экскурсия началась с холмов района Ларанжейрас, где расположена гостиница, а продолжилась в западной части Южной зоны города у лагуны Родригу-ди-Фрейташа. Рио-де-Жанейро - огромный город с населением 6,7 млн человек (2-й в Бразилии и 6-й во всех Америках) - поделен на четыре зоны: центральную, южную, северную и западную. Знаменитые пляжи Леблон, Ипанема и Копакабана, гора Сахарная Голова, статуя Христа Искупителя и большие отели с кучей туристов со всего мира - всё это относится к южной части.

Луис больше часа, одновременно управляя автомобилем, очень интересно рассказывал о городе в целом, отличиях его районов, проверенных ресторанах и рекомендуемом времени посещения достопримечательностей, истории развития и готовящейся Олимпиаде. Только убедившись, что мы сейчас же готовы подняться по канатной дороге на одну из знаменитых вершин, он высадил нас и вернулся к своим делам.

На следующий день поехали в центр. Самая маленькая по территории часть Рио-де-Жанейро считается историческим и финансовым сердцем города, хотя поверхностному взгляду приезжего дилетанта кажется, что все денежные и энергетические потоки качает "южная" прибрежная полоса. Пять остановок на метро до станции Уругваяна, и мы на месте. Из запомнившегося: штаб ВМФ, Церковь Канделария, мини-рынок рукоделий, здание Музея завтрашнего дня, буквы #cidadeolímpica и (впервые там) мощнейший тропический ливень.

Сочетание стен параллелепипедных высоток с колониальными вкраплениями в их просветах - архитектурный ландшафт Центра Рио. Безусловным особняком стоит собор Святого Себастьяна, построенный 40 лет назад, и способный вместить 20000 человек. Признаюсь, что, увидев его, мы изумились, но отложили разгадку на потом.

Перед ужином, невзирая на тучи и восьмой час вечера, особо упёртые заплыли на Копакабане. Ужин там же в ресторане "итальянской кухни" La Fiorentina остался в памяти больше не автографами знаменитостей на скатерти, но капрезе. Вместо моцареллы в нём использовали сердцевину пальмы!

Традиционно после затейливых перемещений и перед продолжительной дорогой домой принято расслабиться на пляже. Отправившись накануне дня вылета привычно пешком от своего ночлега вниз к метро Largo do Machado, мы наткнулись в Laranjeiras на микрорайонные гуляния (на видео). Казалось, что особого повода у жителей нет, но до Карнавала ещё две недели, а душа просит праздника.

Позже выяснилось, что мероприятие не было спонтанным. Парады команд в районах Рио-де-Жанейро начинаются как раз в субботу за две недели до начала основного карнавала и длятся около месяца. Ещё одна "уличная банда", или "блок" - Banda de Ipanema - проводила своё шествие в тот день с 17:30 от площади генерала Осорио, куда мы в полдень приехали купаться. Жара стояла нешуточная, ведь тут январь - макушка лета. Спасала лишь прохлада океанских волн.

Интересное наблюдение по поводу "бразильских загорелых подтянутых тел". Да, по всей многокилометровой длине широченных песчаных пляжей Рио ближе к тротуару размещены волейбольные (пляжно-теннисные, сепактакраульные) площадки и турники с брусьями. И да, на них всегда кто-то занимается. Но на пляже стройных привлекательных фигур очень мало.

По всем признакам кажется, что бразильские приключения на этом заканчиваются. Однако, понимающий наш подход читатель догадался, что мы не могли уехать, не посетив Корковадо.

Фуникулёр из Косме Велью через национальный парк Лес Тижука длиной 3,8 км был открыт императором Педро II 9 октября 1884 года. Изначально на паровой тяге, линия стала первой железной дорогой, электрифицированной в Бразилии (в 1910 году).

Бразилия стала одним из самых дальних и разнообразных путешествий. Но это лишь одна из более полусотни стран. Поэтому приглашаю чаще заходить сюда, на ДзенYouTubetelegram и другие ресурсы, чтобы побывать в разных удивительных краях и найти вдохновение для собственных открытий.